«Театральная касса». № 1, 2005 г.
Автор - Алиса Никольская
Он летит по жизни стремительно, четко и легко, будто его время отщелкивает стрелка секундомера. Как персонаж из сказочного мультфильма, он пересекает «горы-реки» обстоятельств, сохраняя красоту движения и оставляя собственный след, ощутимый, но неуловимый, как горячий воздух. Необыкновенная мягкость и открытость сразу притягивает внимание, однако от слишком близкого контакта удерживает сталь во взгляде и интонациях. Возможно, эти черты и необходимы для портрета артиста Сатирикона: располагающее обаяние и железный характер; умение завоевывать людей и добиваться своей цели любой ценой; возможность быть бесконечно разным – и с лету формировать собственную непохожесть. К тому же определяющие рабочие факторы, среди которых правильный материал, внятность и оригинальность режиссерских требований, присутствуют в полной мере. А если изначальные предлагаемые обстоятельства – это учеба у Константина Райкина в Школе-Студии МХТ ( курс, о котором уже заговорили ), то всегда есть возможность заявить о себе. Вот у Артема Осипова это получилось сразу. Сложно определить границы его амплуа. Он не стопроцентно «костюмный» герой или персонаж современной драматургии; нет возвышенно-трагического или гротесково-комического абсолюта. Кажется, в нем есть все это и что-то еще, пока неоткрытое, но уже вырисовывающееся: некий внутренний жар, горение. В каждый свой образ Артем впархивает, вскальзывает легко – и мгновенно становится убедителен. Наверное, это и называется «синтетический актер»; ведь беспредельная гибкость должна быть не только в чувстве формы, но и в возможности ощущать содержание. Нужно стать трагиком и сыграть бушующие страсти – сразу появится нужная интонация, определенная стать, трансформируется лицо, взгляд, манеры. Потребуется превратиться в героя-любовника – метаморфоза не замедлит случиться. А сегодня не так часто встречается столь гуттаперчевое умение перевоплощаться, и Артем – из тех редких актеров, кому это доступно.
О герое-любовнике, кстати, Артем мечтает: ему грезится знаменитый Дон Жуан. Вполне возможно, что эта встреча произойдет. Тем более что с мужской харизмой у молодого актера полный порядок. А пока таковая пригодилась ему в спектакле с красноречивым названием «Страна любви» ( так Константин Райкин окрестил «Снегурочку» Островского). Здесь Артем сыграл Мизгиря, победительного красавца, просто и безжалостно срывающего цветы жизни и однажды уколовшегося об один из этих цветов. Оказывается, быть хозяином обстоятельств можно, но подчинять разуму собственное сердце куда сложнее. Покоряя и разбивая судьбы «на раз» ( несчастная Купава явно была не первой победой Мизгиря ), он вдруг оказывается разбит сам. Да так, что собрать осколки оказывается невозможно. Привыкший к подчинению, Мизгирь совершает непоправимое: губит самое дорогое существо. Демонстрируя весь трагизм эгоистичной чувственной любви, становясь воплощением живой кричащей боли, этот Мизгирь вызывает сочувствие – и затаенный страх. Как всякое безудержно-сильное и очень привлекательное существо.
Совершенно иным предстает Артем в спектакле Юрия Бутусова «Ричард Третий», где ему досталась роль лорда Хестингса. Молодой актер замечательно перевоплощается в страдающего аристократа, безгранично поверившего в своего повелителя и поплатившегося за слепую веру. В душе этого человека чудовищным клубком сплелись амбиции, страсти, горечь и восхищение. Артем точно, сдержанно и глубоко отыгрывает это эмоциональное многообразие, демонстрируя отличное владение самой сложной психологической формой. Что, несомненно, пригодится ему в будущем.
Сейчас Артем находится в прекрасной и пугающей ситуации, когда открыты все дороги. Совсем немного осталось до вожделенного диплома. Отличные актерские данные, думается, позволят ему встретить на пути и «своих» режиссеров, и тех героев, которые желанны больше всего ( то, что он справится с любыми задачами, ясно уже теперь ). А здравомыслие, четкая оценка своих возможностей и умение находить контакт даже со сложными людьми помогут выплыть из бешеного моря под названием «театр» с наименьшими потерями и ощутимыми приобретениями.
Артема Осипова можно увидеть в спектаклях театра Сатирикон «Страна любви», «Ричард Третий», «Ай да Пушкин…»
|