От
Лопе спектаклю досталась мускулистая интрига с классическим раскладом
из нескольких пар влюбленных и ревнивца-отца да поэтика Высокого
Возрождения. От Эразма – инфернальный персонаж по имени Глупость
(резонер, хор, ведущий, слуга просцениума) в декольтированном брючном
костюме с мужественной порослью в этом самом декольте (Артем Осипов).
Это
еще один спектакль, поставленный в расчете на первый райкинский курс,
который в этом году целиком влился в состав театра и теперь все больше
перетягивает на себя «канат» зрительского внимания, составляя едва ли
не половину труппы. Да и сама Рузанна Мовсесян – однокурсница с соседнего факультета, из мастерской Камы Гинкаса. Из «старичков» – только Алексей Якубов в роли отца двух дочек-невест, умной бесприданницы и богатой дурочки (что за комиссия, создатель, быть взрослых дочерей отцом). Вдвое
старше и примерно вдвое ниже своих юных коллег, он уморительно смешно
отыгрывает изумление зрелого мужа перед племенем любвеобильным и
оборотистым. Если выстроить в ряд все работы этого курса,
становится видно, что его худрук не просто выпускает спектакли, а
постепенно выстраивает каждому из них актерскую судьбу и каждому дает
неожиданные шансы. На этот раз на амплуа героев выбрали самых, казалось
бы, «негеройских» актеров – гуттаперчевую Елену Березнову (попади она в
другую труппу, в ней бы видели, возможно, только травести) и Сергея
Кузькина, который до боли напоминает молодого Юрия Никулина, простака, обладающего высшей мудростью. Однажды
такой простак снимет клоунский колпак и сыграет что-нибудь вроде
«Двадцати дней без войны». И пусть это аванс, но центральный монолог о
любви («кто полюбил, невеждой быть не может») Сергей произносит так
проникновенно, что такая надежда оправданна. Его герой решает
бросить умную бесприданницу и жениться на богатой дурочке. Но
элементарность задачи его не устраивает – ему хочется разбудить в ней
«душу живу». И, как Пигмалион, он влюбляется в свою разбуженную,
захлебнувшуюся от любви Галатею. «Дурочка» – это танцы-коррида,
«печальные испанские песни» (на самом деле ребята поют про оливковое
масло – но так задушевно), избыток чувств, где мерцает ирония лицедеев,
и легкая грусть, растворенная в безудержной витальности. Без любви мы
задыхаемся, но что только не удобряет ее ростки – слепой случай, слепая
ревность или даже расчетливая низость. Се человек. Уж не судите его
строго.
Источник: http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=18790 |