И цирк, и театр, и карнавал, и Венеция в театре «Сатирикон»
Пьеса Карло Гоцци «Синее чудовище» в постановке главного режиссера театра Константина Райкина
– это путешествие в мир чудес. В создании грандиозной сценической
фантасмагории задействованы все технические возможности сегодняшнего
театра. Серьезным переработкам подвергся и старинный текст. Однако идея
спектакля, повествующего о внешней фальшивости и правде внутренней
красоты, актуальна во все времена. Рассказывают "Новости культуры".
«Полна иллюзий и разоблачений вся наша жизнь и потому похожа на цирк,
театр или карнавал, или вечернюю Венецию в тумане», – пишет Карло
Гоцци. Константин Райкин в постановке его пьесы «Синее чудовище»
показывает нам и цирк, и театр, и карнавал, и Венецию. Синее чудовище –
по Константину Райкину – это голубой экран, и ему противостоит
возникающая из тумана Венеция.
Силы зла из комедии дель арте XVIII века обрели современный вид. Машина
иллюзий сегодняшнего дня – это телевидение, а потому синее чудовище
Дзелу пародирует телеведущих. «Задушевность, пафос, скорбь – это же все
приемы, штампы. Вот эти телевизионные штампы ведущих мы активно
использовали», – поясняет Константин Райкин.
Страшную гидру из телевизионных кранов и камер сооружали на авиационном
заводе. По ходу спектакля сценическая машинерия работает постоянно:
арена заполняется водой, ходят гондолы, актеры работают на цирковых
трапециях; кроме того, используются сложный звук и пиротехника.
Задействованы все технические ресурсы. Полина Райкина впервые выходит
на эту сцену. «Я первый раз на такой огромной сцене. Здесь все
усиливается во много раз – и шире, и ярче», – признается актриса. «Плюс
вода, плюс дым, и при этом совершенно актерский спектакль. Если не
играют актеры, все это не имеет смысла», – утверждает режиссер Райкин.
Сочетание театра и цирка – вот одна из магистральных тенденций
современного театра. Ярким примером может послужить цирк "Элуаз".
Обращение к цирку Константина Райкина соответствует логике его
режиссерского стиля и совершенно не противоречит пьесе Гоцци.
Комедия дель арте для русского зрителя не менее экзотична, чем театр
кабуки, считает режиссер и превращает традиционные маски – Панталоне,
Труффальдино, Тарталью и Бригеллу – в клоунов. «Кривляться по-хорошему,
не наигрывая, фантазировать телом, лицом и вообще хулиганить –
замечательное качество актерское», – считает Константин Аркадьевич.
Эксцентрика, мейерхольдовская биомеханика – это родной язык для
учеников Константина Райкина. Они запросто садятся на шпагат во время
трагического монолога, но даже от них «Синее чудовище» требует особой
физической формы. «Бой с гидрой – невероятно сложно», – замечает
актриса Алена Разживина.
Энергичная и многообразная режиссерская, актерская и сценографическая
работы не позволяет зрителю отвлечься ни на минуту. «Это очень
нескучно, весело, остроумно и современно», – полагает Евгений Бурков.
«Мне очень все понравилось, но, кажется, действия больше, чем текста»,
– замечает Петр Окунев. «На веревке висят, и человек в маске. Интересно
было», – добавляет Саша Заборин.
Зрителю на этом спектакле и смешно, и страшно, и чудесно, и празднично.
А пьеса Гоцци в интерпретации Константина Райкина предстает и умной, и
сложной, и удивительно современной.