Марина Зайонц
Не тот случай
В театре "Сатирикон" выпустили "Случай" Карло Гольдони
Уже не раз мы убеждались, что Константин Райкин способен увлекаться без меры. Так безмерно он любит своих учеников. Молодые ребята, только что Школу-студию МХАТ окончившие, вошли в состав труппы театра отнюдь не робко, как положено начинающим. Они вошли торжествующе и победительно, отодвинув в сторону (до лучших, так сказать, времен) заслуженных, народных и просто хороших артистов "Сатирикона", тоже в общем-то любимых Константином Аркадьевичем, только, может быть, не так неистово. Во всяком случае в афише театра сегодня уже целых четыре спектакля, созданных специально для молодых. Райкин так активно внедряет новых актеров в репертуар, что вот, недолго думая, решил перенести на большую сцену их дипломный спектакль под названием "Случай" по пьесе Карло Гольдони (у автора она называется "Забавный случай") в постановке Марины Брусникиной.
Уже не раз говорилось, что учеников своих Райкин любит не зря. Они и в самом деле талантливы. Их энергетика покоряет пространство легко, без видимых усилий. Об Артеме Осипове, например, и вовсе можно говорить как о состоявшемся многообещающем актере, он во всех своих ролях (Мизгирь в "Стране любви", Глупость в "Дурочке", ну и, конечно, Филиберт в "Случае") заметен. Немного напоминает самого Райкина, но это, сами понимаете, легко понять, да и простить несложно. И все остальные - как на подбор, особенно когда они все вместе, в компании. В комедиях чудо как хороши. Интересно было бы проверить, так ли они хороши в психологической драме, но пока не удается. Райкин в выборе материала для них все еще бьет в одну, уже не раз проверенную точку. Так или иначе, "Случай" этот, игравшийся в студенческой аудитории, наверняка смотрелся очень симпатично. Для диплома ведь что важно? Чтобы актеры возможности свои продемонстрировали. Они их показали - молодцы, пять. О режиссере, о том, как пьеса и автор раскрыты, какие неожиданные глубины открылись, обычно говорят редко, в исключительных, всем памятных случаях. Этот "Случай" не из их числа.
Марина Брусникина, актриса и педагог по сценической речи, в режиссуре, кажется, давно освоилась. Ее спектакли по современной прозе на Малой сцене МХТ выходят, как с конвейера, раза два в год. И похожи они друг на друга как близнецы-братья - такое вот литературное представление, публику просвещающее, всякий раз выходит, по одной кальке сделанное. В этот раз режиссеру попался классик, хорошо всем известный, его худо-бедно трактовать, интерпретировать как-то надо. А заодно нужно справиться с большим пространством, что тоже не всем дается, как выяснилось. У Брусникиной, мягко говоря, не получилось. Бестолковая беготня вокруг дверей, традиционные прыжки и ужимки, подходящие для всех комедий на свете, нехитрая выдумка с падением с лестницы (персонажи где-то за кулисами с нее всякий раз кувырком летят) - вот и вся выдумка. На большую сцену явно не тянет. Актеры изо всех сил стараются, спектакль за уши вытягивают, но бедность идей и мизансцен видна невооруженным глазом. В "Сатириконе" Гольдони ставится не впервые. Роберт Стуруа, например, несколько лет назад предложил более чем неожиданную трактовку простенькой пьесы "Синьор Тодеро хозяин". Вы скажете, что это Стуруа и нечего сравнивать? Вот уж нет. Тут как в известной поговорке - назвался груздем, полезай в кузов
Культура, 26 января 2006 года
|