спектакль "Король Лир"
|
|
Сappuccino | Дата: Пятница, 30.05.2008, 11:38 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| У.Шекспир «Король Лир» Сценическая редакция театра Использованы переводы Б.Пастернака, А.Дружинина, Н.Кетчера Режиссер - Юрий Бутусов Художник - Александр Шишкин Балетмейстер - Николай Реутов Художник по свету - Анатолий Кузнецов Звукорежиссер - Сергей Лебедев Музыкальное оформление - Юрий Бутусов Помощник режиссера - Ольга Липская Действующие лица и исполнители: Лир, король Британии - Константин Райкин Король Французский – Артем Осипов Герцог Бургундский – Яков Ломкин Герцог Корнуэльский – Константин Третьяков Герцог Альбанский – Владимир Большов Граф Кент – Тимофей Трибунцев Граф Глостер – Денис Суханов Эдгар, сын Глостера – Артем Осипов Эдмонд, побочный сын Глостера – Максим Аверин Шут – Елена Березнова Освальд, дворецкий – Яков Ломкин Гонерилья, дочь Лира – Марина Дровосекова Регана, дочь Лира – Агриппина Стеклова Наталья Вдовина Корделия, дочь Лира – Глафира Тарханова Марьяна Спивак
|
|
| |
Tata85 | Дата: Вторник, 29.07.2008, 15:04 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 780
Статус: Offline
| Извините, что выкладываю только сейчас, и не судите строго. Закрывал этот сезон в Сатириконе спектакль «Король Лир». Зал был заполнен до отказа, даже стульчики отдельно приставляли. Закрытие сезона – всем хотелось проститься до осени с любимым театром. Спектакль произвёл на нас (меня и Дашу) довольно сильное впечатление. Начало действа – Лир лежит на столе, который соорудили за несколько минут из строительных досок и фанеры. По периметру стола расположены его дочери со своими мужьями и женихами. Лир говорит, что хочет «доплестись до гроба налегке», поэтому решает кому оставить своё имущество и просит дочек рассказать о своей любви к нему. Это безумная просьба и приводит к дальнейшей трагедии. Лир безумен в своей идеи, и когда он слышит, что младшая дочь говорит, что она его любит «как долг велит, - не больше и не меньше», он прогоняет её прочь и отрекается от неё. Он отрекается от всего, даже от короны, и говорит, что будет жить по очереди у каждой из дочерей. Младшая сестра Горделия прощается с сестрами. Граф Кент (Тимофей Трибунцев), верой и правдой служит Лиру и терпит все его издевательства, но за несогласие с его решением об отречении от Горделии, тоже изгоняется королём. Но он всё равно продолжает служить королю, переодевшись в другого человека. Старшая сестра – Гонерилья (Марина Дровосекова), не хочет подчиняться каприсам отца. Лир - тщеславен. Он оставляет себе большую свиту, чтобы они прислуживали ему, чтобы показать своё величие. Он болезненно реагирует на просьбы дочерей сократить свиту, потому что тогда он будет вынужден полностью подчиниться ей, и он не будет чувствовать свою власть. А это для него главное – удержать ту небольшую власть, которая у него осталась, после раздачи дочерям своего имущества. Она не выдерживает проживания с ним и его свитой. Между ними возникает непонимание. Лир уходит из её дома, проклиная её: Услышь меня, услышь меня, природа, И если создавала эту тварь Для чадородья, отмени решенье! Срази ее бесплодьем! Иссуши В ней навсегда способность к материнству! ……………………………………………… Чтобы она могла понять, насколько Больней, чем быть укушенным змеей, Иметь неблагодарного ребенка! Средняя сестра – Регана (Агриппина Стеклова), поддерживает сестру, она тоже не может вынести отца вместе с его свитой. Прогоняет его прочь в бурю. Лир понимает, что две его дочери предали его, не захотев выполнить его единственную просьбу - оставить свиту. Он проклинает их и уходит от них, вместе со своими верными подданными – Шутом и переодевшимся Кентом. Роль шута здесь отведена девушке (Елена Березнова), что своего рода, тоже необычайность этого спектакля. Шут пытается помочь королю раскрыть глаза на своих дочерей. Своим сарказмом и высмеиванием его и других, шут показывает Лиру насколько он заблуждается в своих взглядах. Не менее трагична история ослеплённого графа Глостера (Денис Суханов), обезумевшего от горя из-за предательства собственного сына, как он думает, и пытается покончить с собой, бросившись с обрыва. И хоть обрыв был сделан из тряпок, всё равно замираешь от этой сцены. Денис Суханов сыграл просто потрясающе! Два его сына Эдмонд (Максим Аверин) и Эдгар (Артём Осипов), которых он по-разному любит, совершенно разные по характеру. И это приносит страдание всем. Эдмонд, его «побочный» сын, решивший отомстить законному сыну и отобрать его земли с помощью подложенного письма. Он обманывает и отца и брата, который верит ему, он честен и «выше подозрений». Глостер проклинает сына и тоже отрекается от него. Эдгар, прячась от погони, решает принять вид бедняка, обнажив себя и испачкав грязью. Он притворяется безумным и выдаёт себя за Тома из Бедлама. В эпоху Шекспира так называли самых несчастных и обездоленных людей, лишенных даже первейшего признака человечности - рассудка. Таких умалишенных помещали в Бедлам. Но этот дом призрения не обеспечивал их. Голодные и в рубищах, бродили они по дорогам, прося подаяния. То была самая низшая степень падения, ибо эти несчастные ничем не могли помочь себе и не сознавали своего ужасного положения. Образ Тома из Бедлама имеет поэтому в трагедии одновременно конкретное и символическое значение.
|
|
| |
Tata85 | Дата: Вторник, 29.07.2008, 15:25 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 780
Статус: Offline
| Второе действие, начинающееся с любовного треугольника Эдмонд - Регана- Гонерилья. Просто великолепное трио. Здесь показана и страсть и нежность и предательство, коварство и ложь. Две сестры борются друг с другом за его любовь, но он не любит не одну из них по-настоящему. В их любви к нему, он ищет выгоду для себя. Он использует их, из-за него они ссорится друг с другом. Все действующие лица трагедии - люди с ясным сознанием своей личности. Но не все они себялюбцы. Корделия, Эдгар, Кент, шут короля Лира составляют лагерь тех, кто обладает не низменной эгоистическим, а благородным пониманием прав человека. Для них существуют понятия верности, преданности, и в своем поведении они самоотверженны. Они тоже следуют "природе", но у них благородные понятия о природе и достоинстве человека. Показательно, что все они становятся в этом обществе отверженными. Корделию Лир проклял, Кента он изгнал; Эдгара предал проклятию Глостер, введенный в заблуждение Эдмондом. Что касается шута, то он в этом обществе отверженный и бесправный уже по самому своему положению. Но именно эти люди, изгнал презираемые, как мы убеждаемся, оказываются единственными, кто сохранил естественные чувства привязанности, любви и долга Кент переодевшись и изменив внешность, сопровождает Лира в его в изгнании, как и шут, который не покидает своего господина в крайней беде. Корделия, узнав о несчастье Лира, забывает нанесенную ей обиду и возвращается, чтобы восстановить отца в его королевских правах. Эдгар, встретив своего ослепшего отца, думает только о том, чтобы облегчить его судьбу. Лир уходит в лес. Ему негде здесь укрыться. В лесу во время бури Лир встречает Эдгара, скрывающегося под видом Тома из Бедлама. В этом несчастном, обездоленном существе он видит человека. Показывая на него, он восклицает: "Неужели вот это, собственно, и есть человек? Присмотритесь к нему. На нем все свое, ничего чужого. Ни шелка от шелковичного червя, ни воловьей кожи, ни овечьей шерсти, ни душистой струи от мускусной кошки! Все мы с вами поддельные, а он - настоящий. Неприкрашенный человек - и есть именно это бедное, голое двуногое животное, и больше ничего. Долой, долой с себя все лишнее! Ну-ка, отстегни мне вот тут". Он, который раньше думал, что невозможно жить без свиты в сто человек, теперь понял, что является всего лишь бедным, голым двуногим животным. Лир меняется на глазах. Теперь он видит, что этот мир несправедлив. В мире богатства и власти нет человечности. Ее не осталось там после того, как из него изгнали Кента, Корделию, Эдгара, Глостера. Если сочувствие страданиям и сохранилось еще, то лишь в мире обездоленных. "Я - бедный человек, Ударами судьбы и личным горем Наученный сочувствовать другим". Это говорит Эдгар, который тоже многое понял и изменился. Он раньше тоже был окружён богатством и властью и не замечал насколько лживы все в этом обществе богатых и властных. Он понял, что его рат его предал и обманул. Он видит своего слепого отца и пытается помочь ему, став его поводырём. Даже спасает от гибели. Глостер тоже изменился. Он ослеп, его глаза не видят, но он прозрел душой, понял всё. Он хочет попросить прощение у сына, которого оклеветали.... И вот наконец Корделия является почти в самом конце, чтобы спасти отца, пострадавшего от несправедливости. Она его прощает и помогает ему выздороветь. Её любовь истинна и способна простить обиду и несправедливость Лира. Она милосердна и чиста. Даже платье на ней белое в знак её чистоты. В этом спектакле платье сестёр имеют особое значение. У старшей сестры Гонерильи красное платье, у средней Реганы жёлтое, а у младшей белое. Цвета платьев соответсвует их "природе", натуре каждой сестры, её характеру. Финальная сцена потрясла до глубины души! Трагичная сцена, трогающая до слёз! :'( Лир пытается воскресить дочерей, сидящих за роялем. Он мечется между ними, пытаясь из оживить, а они падают на рояль, издающий ужасные звуки, одна за другой.. :'( Спектакль потрясающий, постановка просто шикарная, а игра актёров поражает своей искренностью и глубиной! Они живут в своих ролях. Их хочется любить и ненавидеть; им веришь и жалешь или некоторых, наоборот, презираешь. На протяжении почти всего спектакля стоит гробовая тишина, лишь изредка прераваемая апплодисментами в нужных местах. Много интересных находок. Например, когда Эдгар выливает на себя ведро клейстера и затем делает несколько переворотов в этой массе (почти танцует брек-данс). Или, Регана, танцует безумный танец с красной куклой. Нет, определённо это надо увидеть, прочувствовать и понять каждому. Описать всё очень трудно... В следущем сезоне обязательно схожу ещё на этот замечательный спектакль!
|
|
| |
IHA | Дата: Вторник, 29.07.2008, 20:39 | Сообщение # 4 |
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 333
Статус: Offline
| Спасибо что выложила!
|
|
| |
МайскийДождь | Дата: Вторник, 29.07.2008, 22:03 | Сообщение # 5 |
Генерал-майор
Группа: Проверенные
Сообщений: 328
Статус: Offline
| Судя по фото это еще и очень красиво
|
|
| |
Tata85 | Дата: Четверг, 25.09.2008, 17:55 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 780
Статус: Offline
| Вот ещё некоторые фото с блога фотографа Игоря Брусенкова
|
|
| |
Tata85 | Дата: Пятница, 03.04.2009, 00:10 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 780
Статус: Offline
| С каждым новым посещением этого спектакля открываешь для себя что-то новое, интересное, волнующее и проникающие глубоко в твое сознание. Были на спектакле 31 марта. Сидели очень близко на 4 ряду (отдельное спасибо Иринате ), поэтому видно было очень хорошо! Можно разглядеть все эмоции, чувства, жесты! А энергетика передовалась просто бешенная! Игра актёров завораживает! Не очень хочется кого бы-то выделять, потому что, я считаю, в этот раз все играли просто блестяще! Музыка, нет слов, великолепно подобрана для этого спектакля! Каждый раз наслаждаюсь ей! Финальная сцена, конечно, самая душераздирающая! :'( Взрыв мозга прям! Тяжёлый спектакль, конечно, но удивительно красивый и один из любимых, поэтому схожу ещё не раз!
|
|
| |
Tata85 | Дата: Суббота, 25.06.2011, 18:58 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 780
Статус: Offline
| Отзыв Льва Семеркина Эдмонд, Лир, Эдгар.
Собираюсь по второму разу на бутусовскую «Чайку» (26.06 и 24.07 спектакли начнут в 18-00 - специально для зрителей с транспортными проблемами).
Для подготовки еще раз посмотрел «Лира» (первый отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/73809.html ). Спектакль идет пять лет, состав изменился незначительно – другая Корделия (вместо Вдовиной - Спивак) и «другая» шут (вместо Березновой - Карденас). Смуглокожая шут выглядит эффектнее, играет хорошо - публика прекрасно считывает реплику «остальные титулы ты роздал, а этот природный». И в целом публика смотрит очень хорошо, с полным погружением (летом – почти полный зал и в финале стоячая овация). И это при том, что театральный язык сложный и чем ближе к финалу, тем менее связный. Большинство сюжет пьесы не знает и не понимает, что происходит. Оказывается это и не важно, если действо захватывает энергетически. Многим достаточно Райкина (и/или Аверина). Позади меня сидели две полных дамы средних лет и наслаждались каждой репликой К.А. - буквально повизгивали. При том, что актер ни одной реплики не сыграл антрепризно, на понижение.
Сильнее, чем состав, изменилась картинка - из динамичной стала статичной. Я помню, что декорацию разбирали по ходу действия и в финале портрет был уже полностью открыт. Сейчас он постоянно полуоткрыт – стоит за центральной дверью и открывается, когда дверь открывают. Сцены с подметальщиками сцены не производят того взрывного эффекта, теперь их играют по инерции и по-моему сокращают. Но главное, что я вспоминал из «Лира» на «Чайке» и что хотел еще раз увидеть и проверить, осталось. Разомкнутая, хаотичная структура и безбашенные алогичные режиссерские всплески-протуберанцы. Типа реплики Освальда «коня здесь поставить?» или начало бури (трое сидят на корточках, газетками шуршат) или цирковая арена-костер (цирк – тема Глостеров, особенно Глостера-младшего, Эдгара, он – обугленный Пьеро и бегает по красным углям) или игра в наперсток - три дочери под колпачками (они же три сестры, их первая совместная мизансцена явно чеховская – «милые сестры», финал «Трех сестер» стал началом «Лира»). «Мертвая петля чайки над колдовским озером» назревала постепенно, во всех сатириконовских спектаклях Бутусова, начиная с первого, программного – с «Макбетта». Только в «Макбете» для абсурдизации Шекспира понадобился Ионеско, а в «Лире» режиссер обошелся без посредников.
Коктейль разнообразных человеческих свойств – спесь Лира, прямодушие Корделии, верность Кента, беспечность Эдгара, лицемерие Гонерильи и Реганы, «Коктейль Молотова» - взрывается и мир погружается в хаос. Отец против дочери, брат против брата, сын против отца, дочери против отца, жена против мужа. Безумная вакханалия, «цирк». Ключ к спектаклю обнаружился в словах Глостера (Суханова) – боги играют людьми, как мальчишки мухами.
Две самых ярких траектории спектакля-взрыва (две самых здоровенных мухи) –Эдмонд-Аверин и Лир-Райкин. Противоположные полюса социальной лестницы. Бастард и король. Противоположные и внешне – молодой кросавчег и уродец-карлик. Эдмунд – недочеловек появляется снизу, как пес – круглая голова и кураж, бешенная энергия. Лир – сверхчеловек, куражится на помосте-постели укрыт картой страны, как одеялом. Кураж противоположного знака. Один восходит, другой нисходит. Есть и третья траектория, обьединяющая две первые – траектория Эдгара-Осипова.
Райкин стал сильнее играть, уже не только внешний рисунок. Чем больше безумия в словах, тем больше печали в глазах. Глостер что называется «констатирует» (прозревает ослепнув), Суханов играет жестко, отстраненно. Эдмунд и старшие сестры находятся внутри игры, их несет. В этих персонажах нет трагедии. Она есть в глазах Лира. И в глазах Эдгара (Осипова), он «похож» на Райкина и здесь это особенно уместно. Он, как и Треплев-Трибунцев в «Чайке», персонаж_от_автора и если бы режиссер выбегал на сцену уже в «Лире», то в образе Эдгара – танцевать на раскаленных углях.
|
|
| |