С Чеховым у Юрия Бутусова сложились особые отношения. Режиссер считает драматурга первооткрывателем театра абсурда с элементами фарса. «Иванова» на сцене МХТ Бутусов поставил, перевернув пьесу буквально с ног на голову. Признается: на этот раз такой внутренней потребности не испытывал. И все же спектакль получился в фирменном бутусовском стиле – гротесковым. «Я думаю, что я никакого открытия не делаю. Я пытаюсь просто прочитать то, как я чувствую, как понимаю это», – признается постановщик. В «Сатириконе» Юрий Бутусов чувствует себя, как дома. Неудивительно, ведь с перерывом в два года он поставил на этой сцене уже три пьесы. Две шекспировские до сих пор идут. Отношения с труппой «Сатирикона» режиссер называет гармоничными. Об актерах, кажется, может рассказывать часами. «Тут про каждого, может, и не скажешь, но замечательные невероятно! Одаренный Антон Кузнецов, просто какого-то космического дара человек. Прекрасный, я его очень люблю. Марьяна Спивак, я с ней встречался, но она была у меня на вводах "Короля Лир". А сейчас играет у меня роль Маши. Поэтому много времени мы репетировали. Это серьезное человеческое – может, самое главное, что человеческое, – открытие», – отмечает он. У Чехова герои говорят, и их никто не слышит. У Бутусова они кричат из последних сил и тоже безрезультатно. Весь спектакль – а это 4 часа напряженного действия с постоянной сменой декораций – актеры проживают на грани нервного слома. Нину Заречную у Бутусова играет Агриппина Стеклова. Такой режиссерский выбор – тоже вызов театральным условностям. Кто сказал, что для этой роли нужна иная фактура? Музыка в бутусовской «Чайке» пронзительная и надрывная, заводная и бесшабашная. Ее написал литовец Фаустас Латенас. Композитор признается: работа в этом спектакле напомнила о молодости. «Это было самое лучшее время нашего малого театра у Римаса Туминаса, когда мы превращались во что-то другое. Именно превращались из академического в малый театр. Именно когда у Римаса мы были такие какие-то... Вот, я смотрю, и у меня слезы бегут. Я не знаю, что делать», – делится Латенас. Юрий Бутусов в «Чайке» не просто режиссер, он участник спектакля. Врывается на сцену в конце каждого действия. То читает стихи, то помогает рвать на части занавес к спектаклю Треплева, то просто танцует. Где границы бутусовской художественной условности? Где здесь театр, где реальность, где фарс, и где пародия? Режиссер не поскупился на вопросы. На них зрителю предстоит ответить самостоятельно.
|